В условиях снижения спроса и переизбытка предложения энергетического угля как в России, так и в мире конкурентная борьба за рынки сбыта становится все более острой. Вопросы о снижении производства или прекращении добычи российские компании рассматривают в последнюю очередь. Основные усилия в сложившихся обстоятельствах направлены на повышение эффективности производства, конкурентных преимуществ, оптимизации затрат и поиск новых возможностей для роста и развития. Рассказывая о перспективах работы, Евгений Мастернак – генеральный директор ООО "Компания "Востсибуголь", отметил, что одной из возможностей для роста рассматривают экспортные рынки. В последние годы компания уверенно расширяла поставки на внешние рынки, и, согласно утвержденным планам, в ближайшие 5 лет готова увеличить экспорт угля как минимум в 2, а как максимум в 5 раз. При этом рост внешних продаж не окажет негативного влияния на выполнение обязательств перед покупателями внутри страны.
– Сегодня ситуация вугольной отрасли складывается не простая. Учитывая общее ухудшение спроса вмире, низкие котировки внутри страны и в мире, какие рынки сбыта для Вашейкомпании являются целевыми?
– Угольная отрасль в целом консервативна. Для производителейи поставщиков, прежде всего, важно удержать основные рынки сбыта, иодновременно можно заниматься новыми направлениями.
В последние годы Востсибуголь уверенно расширял поставки навнешние рынки. В 2013 году было экспортировано около 0,5 млн. тонн, в 2014 году– 0,65 млн. тонн. В прошлом году мы достигли наиболее высоких показателей завсе время деятельности и отправили на экспорт 1 млн. тонн. Основныминаправлениями являются Япония и Китай. Во многом достичь таких показателейудалось благодаря хорошим качественным показателям продукции.
Согласно утвержденным планам в ближайшие 5 лет мы готовырасширить экспорт угля до 5 млн. тонн. Достаточно увидеть позитивный сигнал состороны рынка. Однако необходимо учитывать состояние рынков, внутренние ивнешние условия. При менее благоприятных обстоятельствах мы все равнопредполагаем расширение экспорта – в среднем до 2 млн. тонн к 2020 году.
Основная задача Компании - это удержать текущие объемыпроизводства и поставок. У нас есть обязательства перед компаниейИркутскэнерго, которая является нашим основными покупателем внутри страны.Параллельно мы постоянно смотрим на новые возможности роста и развития.
– В чем сейчас основныеконкурентные аспекты при продажах российского угля на экспорт?
– На азиатском рынке очевидны преимущества австралийских илииндонезийских компаний. В частности, перед ними не стоит проблема затрат натранспортировку угля в порт. У нас основной грузопоток следует из Кузбасса,откуда расстояние до любого порта – на Дальнем Востоке, Западе или на Юге – впринципе одинаковое (около 5 тыс. км). В случае отгрузок с разрезов "Востсибуголь"транспортное плечо меньше (около 3,5 тыс. км до восточных портов), однако помировым меркам это огромный, и крайне затратный, маршрут.
С нашей стороны мы говорим о хорошем экспортном качественашей продукции. Мы постоянно работаем над этим вопросом, контролируемсодержание серы, золы, калорийность.
Сегодня можно наблюдать очень жесткую конкурентную борьбу зарынки сбыта. А в тех условиях, в которых мы сейчас живем, для любой угольной компании,для любого промышленного предприятия ситуация отгружать по тем ценам, которыесложились на рынке или останавливаться уже становится не вопросом прибыли, авозможностью уменьшить текущие потери.
Важно смотреть в будущее и быть готовыми обеспечитьнеобходимые рынку объемы. Поэтому мы сейчас реализуем проекты по развитиюКирбинских участков Бейского месторождения в Хакассии , Ныгдинского в Иркутскойобласти, Зашуланского в Забайкальском крае . Все они находятся на своем этапежизненного пути. Где-то мы подходим к началу добычи, где-то – к подсчету ипостановке на баланс запасов, а это фундамент будущего проекта предприятия. Агде-то мы заканчиваем сам проект. У каждого свой цикл. Ни один проект мы неостанавливали, все проекты двигаем.
– На сегодняшний деньусилия компания направлены не столько на расширение производства, сколько наего оптимизацию?
– Оптимизация это главный лейтмотив работы всех предприятий.Но к оптимизации мы должны подходить очень осторожно, учитывая несколько главныхфакторов.
Во-первых, у нас длинный горизонт планирования и высокаяинерционность. Поэтому прежде чем принять решение о снижении добычи на том илиином активе, мы должны посмотреть на перспективу как минимум среднесрочную, какминимум пятилетнюю. А гораздо лучше на 10, 15, 20 лет вперед. Мы должны помнитьо социальной составляющей нашего бизнеса, потому что уголь не добывается вкрупных городах, это всегда поселки или моногорода. Поэтому мы всегда должнызаботиться о многотысячных коллективах, которые стоят за предприятием. Ирешения должны быть очень взвешенными.
Во-вторых, мы должны понимать, если рынок оживает, то призаконсервированной мощности, мы не сможем мгновенно отреагировать на увеличениеспроса. Это не возможно. Консервация горной техники - это долгосрочноемероприятие и крайне сложно возобновить добычу за 1-2 месяца.
– Считается, чтоугольный рынок более оперативный по сравнению с перерабатывающимипроизводствами, в том числе, с металлургией.
– Наверно, чуть оперативнее, но у нас есть свои проблемы иособенности. У нас есть климатический фактор, который тоже вносит коррективы.Крайне сложно начинать подготовку к работе, когда температура опускается ниже40оC. Приходитсяоткладывать ряд мероприятий до повышения температуры.
Спрогнозировать, когда произойдет повышение на рынке оченьсложно. Поэтому внутренняя оптимизация - это главная задача для нашей компании.Она оставалась актуальной и в 2014 году, и в 2015-м и продолжает бытьактуальной сейчас.
Главное – это устранение потерь, связанных с простоемтехники, с недозагрузкой персонала, устранение излишних затрат, которые невлияют на производство, на качество отгружаемой продукции. С этим нужно работать,каждый день. Это должна быть постоянная работа и высшего, и среднего менеджмента,каждого работника. Те компании, которым удается решить эти вопросы в условияхпадения объемов и снижения цен, демонстрируют свою эффективность.
– Как Вы оцениваете вперспективе спрос на энергетический уголь внутри страны, и в Сибири вчастности?
– К сожалению, я не вижу пока каких-либо тенденций, которые всреднесрочной перспективе, изменили бы тот баланс спроса и потребления навнутреннем рынке, который сложился, начиная с 2013 года. Здесь много факторов. Этои замещение угля газом – газогенерация, и, несомненно, программыэнергоэффективности и энергосбережения, которые все больше внедряютпромышленные предприятия, и которые влияют на потребление тепла иэлектроэнергии, и, как следствие, на угольную генерацию.
Это и факторы локальные. Например, в Восточной Сибири, мынаблюдали два года подряд аномально теплые зимы. А этот сезон мы начинаем сплюсом именно из-за температурного фактора. Зима была умеренно холодной.
Для нас – поставщиков энергетического угля – температурныйфактор один из ключевых. Вроде бы ничего не меняется, но зима более холодная имы сразу видим рост потребления по всем отраслям. В первую очередь, со стороныпредприятий сферы теплоэнергетики, а также у остальных потребителей. Мы здесь всев одной связке.
– Каковы планыкомпании по добыче и реализации на 2016 год?
– Основной целью станет сохранение достигнутых результатов,а если рыночная ситуация позволит, то и улучшение их. Небольшой прирост - науровне 300 тыс. тонн мы себе ставим по отгрузкам на третьих лиц, в том числе ина экспорт. В среднем на 500 тыс. тонн планируем увеличить отгрузки на ТЭС "Иркутскэнерго".В целом, объемы 2016 года сопоставимы с прошлогодними объемами, с небольшимростом – суммарно около 700 тыс. тонн.
Все это, конечно, относительно, потому что, если зимаследующего сезона будет более холодной, мы сможем повысить объемы. В случаеесли зима будет экстремально теплой, тозначительного влияния на объемы текущего года это не должно оказать, так какэто будет начало отопительного сезона.
Но повторюсь, на сегодняшний день приоритетной задачейявляется операционная эффективность, внутренние улучшения, поиск и устранениевсех возможных потерь, удержание стабильной ситуации во всех трудовыхколлективах. Относительно последнего, я считаю, что у нас в компании ситуациястабильная. Подтверждением этого являются мои встречи с работниками на разрезахи наши обсуждения ситуации в целом и задач, которые стоят перед ними икомпанией. По результатам этих встреч, могу сказать, что наши сотрудникиситуацию понимают, ценят стабильность и готовы к любым вызовам. Если рынокпотребует дополнительных объемов, то уверен, мы сделаем все возможное, что быих обеспечить.
СПРАВКА"МЭ", итоги 2015 года:
Добыча - 14,2 млн. тонн (13,6 млн. тонн в 2014 году)
Поставки на внутренний рынок – 13 млн. тонн (соответствуетуровню 2014 года)
Экспорт – 1 млн. тонн (0,65 млн. тонн в 2014 году)
– Учитывая планы порасширению экспорта, многие компании уделяют особое внимание обогатительныммощностям. Планируются ли в Вашей компании какие-либо изменения?
– Мы не исключение и учитывая повышенные требования к углюэкспортного качества, мы навели фокус на нашу Касьяновскую обогатительнуюфабрику еще три года назад, когда начался проект модернизации,. Сейчас она -наши основные обогатительные мощности, и фабрика год от года демонстрируетустойчивый рост по выходу концентрата
По Касьяновской ОФ у нас есть как проекты глубокоймодернизации, направленные на повышение качества угля. В первую очередь мыговорим о теплотворной способности угля, и всех связанных с ней косвенныхпоказателей – влага,зольность, сера. Также намечен ряд более мелких улучшений,которые подают наши рядовые работники.
Уже сейчас работы по повышению эффективности фабрики даютположительные результаты. В прошлом году, мы поставили внутренний рекорд пообъемам выпуска концентрата и вышли на показатели, которые ранее казались намнедостижимыми. Этот объем мы не достигали уже лет 20. Речь идет о переработки более3 млн. тонн сырья в 2015 году.
Поэтому мы и дальше продолжим заниматься повышениемэффективности предприятия.
– Возвращаясь квопросу о мероприятиях по повышению эффективности, какие из них запланированы всреднесрочной перспективе?
– Мы внедряли и продолжим увеличивать числодробильно-сортировочных комплексов, чтобы из забоя уголь шел максимальновозможного высокого качества без полного процесса обогащения. Без обогащения втяжелых средах.
Здесь все связано. Чем выше качество сырья поставляемого нафабрику, тем выше и выход концентрата и его качество. Наша задача организовать поставкуна ОФ максимально качественного рядовогоугля. А это включает в себя комплекс мероприятий, уникальных для каждого изразрезов. В первую очередь это селективная добыча, когда мы изначально добываемуголь отдельно для фабрики, отдельно для внутреннего рынка, отдельно дляпотребителей, которые не требуют дополнительного обогащения. Это достаточносложные технические мероприятия, требующие как временных, так и финансовыхзатрат. Более того, этого требует рынок, с его усилением конкуренции ирастущими требованиями к качеству продукции.– Сейчас много говорится о влиянии валютного курса, зависимости отмеждународных бенчмарков, активности Китая. Какие на Ваш взгляд фундаментальныефакторы могут способствовать или препятствовать планам компании в увеличении продаж?
– Мы сейчас наблюдаем снижение потребления всех безисключения экономик. Пока я не могу однозначно определить насколько этот тренддолгосрочный, или, учитывая волнообразное развитие нашей отрасли, цикличный.Больше я склоняюсь к тому, что это определенный цикл, в течение которогокомпании должны продемонстрировать свою эффективность и желание работать нарынке. Слабые умрут, сильные станут сильнее. И нового здесь ничего нет. Поэтомус точки зрения глобальных факторов, я считаю, что только переход на следующийцикл - цикл роста, повлияет на экспорт. Все остальные факторы являютсядополнительными и не определяющими.
Сегодня мы наблюдаем тройные "качели", когда ростнефтяных котировок ведет к снижению курса доллара и росту цен на уголь. И вобратную сторону с небольшим лагом. Уголь всегда идет с небольшим опозданием занефтью. Такие колебания мы постоянно наблюдали в прошлом году, и в этом будетпроисходить то же самое. Но это локальный фактор.
В любом случае очень важным, с точки зрения российскихэкспортеров угля, будет ситуация на внутреннем рынке. Она либо будетстимулировать, чтобы большие объемы отправлять на экспорт, либо наоборот.Например, еще 10 лет назад, были периоды, когда отгружать уголь на внутреннийрынок было маржинально интереснее, чем на экспорт. И логистическая составляющаяменьше, и компоненты связанные с экспортным оформлением устранялись.
Подводя итог, я не вижу никаких факторов, которые быкардинально изменили ситуацию, установившуюся года два-три назад. Будутнебольшие колебания вверх-вниз, но в целом мы достаточно долго будем находитьсяна этом этапе цикла.
Металл-Курьер
(3952) 79-12-47