Внедрение на предприятиях "Востсибугля" философии производственной системы открыло перед изобретателями и рационализаторами новые горизонты для творчества. Служба сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) производственного участка ПТУ филиала "Разрез "Тулунуголь" одной из первых включилась в процесс улучшения производства. Разработка устройства для дистанционной проверки работы светофоров на станции Угольная стала одним из плодов производственной системы (ПС).Работал над ней начальник службы СЦБ Дмитрий Уголков при активном участии старшего электромеханика Татьяны Коношенко, электромеханика Олега Капитанова и электромонтера Григория Бойчука. Рабочее название проекта - "Изменение технологии определения неисправностей светофоров и стандартизация процесса поиска неисправностей".
- Наш небольшой коллектив обслуживает довольно большой участок, в который входят станции Угольная и Гадалейская, разъезды Булюшка и Харманут, - рассказывает начальник СЦБ Дмитрий Уголков. - Общая протяженность железнодорожных путей - 170 километров, стрелочных переводов - 240, светофоров только на станции Угольная - 80 штук. Почему мы взялись именно за светофоры? Потому что они порой выходили из строя и для определения причин неисправности и ее устранения приходилось затрачивать значительное время. Созданный нашим небольшим творческим коллективом прибор позволил сократить эти процессы до 12 минут. Годовой экономический эффект от создания и внедрения устройства составил 215 тысяч рублей. Кроме того, эффект выразился еще и в том, что за счет сокращения времени диагностики согласно проведенному хронометражу высвободилось 1980 человеко-часов в год.
Прибор, созданный группой энтузиастов-изобретателей и представляющий собой, по сути, сканер для проведения диагностики, прост, как все гениальное. Чем проще прибор - тем он надежнее.
Каждый из восьмидесяти светофоров на станции Угольная специальным проводом выведен на кроссовый статив, находящийся непосредственно в здании поста электрической централизации станции Угольная. Сканер можно подключить к любому светофору. Загорается желтая лампочка - неполадка находится в реле или каком-то другом оборудовании, установленном здесь же, в здании. Загорается красная - причина отказа заключается в самом светофоре, находящемся за несколько километров от здания службы. Чаще всего это просто перегоревшая лампочка. Но бывают и более серьезные причины - например, понижение изоляции кабеля, питающего светофор. Отказ светофора видит на своем пульте дежурный по станции и сообщает электромеханику. Тот при помощи прибора определяет причину и место неисправности и принимает необходимые меры.
- Стало гораздо удобнее работать, - считает старший электромеханик Татьяна Коношенко. - Светофоры расположены на разных расстояниях от нашего здания, к каждому из них не набегаешься. Созданный нами сканер значительно облегчил нашу работу.
В рамках производственной системы за последние три года здесь внедрено свыше шестидесяти кайдзен-предложений, а также инициируются и реализуются проекты А3. Среди них такие, как стенд для проверки целостности нитей предохранителей номиналом от 0,3 до 5 Ампер, изготовление фундаментов светофоров собственными силами и другие. Большое количество предложений было направлено на обеспечение надежности устройств СЦБ.
- В плане у нас заложены проектно-изыскательские работы по установке микропроцессорной централизации на станции Алгатуй, где сегодня стрелки на железнодорожных путях переводятся вручную. Здание там уже имеется. После установки нового современного оборудования дежурный будет видеть ситуацию на станции на экране монитора и управлять ею при помощи компьютера.
(3952) 79-12-47