Внедрение систем слежения и позиционирования подвижных объектов в филиале «Разрез «Тулунуголь» началось в 2011 году. Систему «АвтоГраф» установили на два бульдозера, один локомотив и четыре автомобиля скорее с целью эксперимента, вряд ли кто-то шесть лет назад мог всерьёз предполагать, что это начинание выльется со временем во вполне работоспособную и серьёзную служебную единицу, очень даже способствующую экономии горюче-смазочных материалов, а значит, повышению производительности труда и в целом эффективности производства.слаженный, основанный на горняцких традициях коллектив является основой и гордостью нашего предприятия.
Внедрение систем слежения и позиционирования подвижных объектов в филиале «Разрез «Тулунуголь» началось в 2011 году. Систему «АвтоГраф» установили на два бульдозера, один локомотив и четыре автомобиля скорее с целью эксперимента, вряд ли кто-то шесть лет назад мог всерьёз предполагать, что это начинание выльется со временем во вполне работоспособную и серьёзную служебную единицу, очень даже способствующую экономии горюче-смазочных материалов, а значит, повышению производительности труда и в целом эффективности производства.
Результаты превзошли все ожидания. Можно было в любой момент времени получать информацию о нахождении объекта, его расходу горючего, контролировать пробег. Закономерно, что возник вопрос о расширении нововведения, об оснащении подобными системами слежения и другой горнодобывающей, автомобильной и вспомогательной техники, бульдозеров и автобусов.
Уже через год после начала эксперимента в филиале «Тулунуголь» были оснащены системами контроля 72 единицы различной техники – бульдозеры, автосамосвалы, автобусы. После года работы был сделан вывод о том, что недостаточно оснащения системой контроля и позиционирования только хозяйственного транспорта, надо двигаться дальше, устанавливать подобные системы на всё остальное горнотранспортное оборудование и механизмы. Потребовалась автоматическая система диспетчеризации. И в 2014 году был проведён ещё один конкурс.
– По итогам конкурса был выбран подрядчик на поставку, монтаж и наладку систем диспетчеризации, – рассказывает начальник управления эффективности производства «Тулунугля» Владимир Шестаков. – Уже в августе того же года на Мугунском участке «Тулунугля» системами контроля были оснащены десять бульдозеров, четыре шагающих экскаватора, пятнадцать локомотивов, пять единиц вспомогательной железнодорожной техники (путеукладчики и пр.) и весь комплекс техники, работающей на участке автовскрыши, – семь автосамосвалов большой грузоподъёмности и два гидравлических экскаватора.
Через год, в августе 2015-го, был внедрён второй этап системы автоматической диспетчеризации. На Мугунском участке системами контроля были дооснащены десять единиц вспомогательной техники, три шагающих экскаватора, четыре экскаватора типа ЭКГ и два роторных ЭР-1250. Не остался в стороне и Азейский производственный участок. Системы контроля были установлены на всей горнодобывающей и вспомогательной технике – бульдозерах и автомашинах. Было также произведено дооснащение систем контроля, установленных на локомотивах и вспомогательной железнодорожной технике, функцией контроля мощности, развиваемой двигателем. Уже к 1 октября в «Тулунугле» системами контроля было оснащено 100% горнотранспортного оборудования, занятого в технологическом процессе.
Что собой представляет нововведение? Если говорить кратко, это целый комплекс постоянного и эффективного контроля за многими технически важными показателями работы подвижного объекта. Это комплекс различных датчиков, которые позволяют определить расход топлива, перемещение объекта в пространстве с помощью спутниковой навигации. На автосамосвалах установлены датчики, измеряющие массу перевозимого груза. Можно также отслеживать простои и их причину. То есть в любой момент времени о движущемся объекте имеется полная и объективная информация, подтверждённая датчиками, независимо от субъективного контроля. В случае нештатной ситуации система, установленная на объекте, может даже в автоматическом режиме передать в диспетчерскую причину остановки или поломки.
– В мае нынешнего года мы установили системы контроля на двух буровых станках ДМЛ и СБШ-250 на Мугунском участке «Тулунугля», – продолжает Владимир Шестаков. – Уже прошли отладка и настройка, сейчас имеем полные данные об их работе. Два станка – это пока для определения, какое именно нужно оборудование ставить и какие параметры на бурстанках надо контролировать.
Важны и показатели эффективности внедрённой системы: за несколько лет сэкономлено от десятой части до четверти используемого топлива. Данные за последние два года ещё анализируются, а вот если говорить о 2015 годе в сравнении с предыдущим, то можно привести несколько весьма значимых цифр: снижение расходов топлива по бульдозерному парку составило 9%, на дизельных гидравлических экскаваторах – 26%, на технологическом транспорте, большегрузных автомобилях, занятых на участке автовскрыши, – 28%, на локомотивном парке – 13%.