Шагающий экскаватор ЭШ 20/90, который переместили со второго на третий участок горных работ разреза "Черемховуголь", работает со Дня шахтера. Машина, которую высвободили благодаря применению инструментов развития производственной системы, во многом за счет них же была введена в строй на месяц раньше, чем планировалось. Тот факт, что она взялась за вскрышу, означает увеличение добычи угля на третьем участке на четверть.
Зачерпнуть породу, развернуться к отвалу, опорожнить ковш, вернуться в исходную точку. На все про все отводится меньше минуты. Так выглядит рабочий цикл горнодобывающей машины ЭШ 20/90. ЭШ - это "экскаватор шагающий", 20 - объем ковша в кубометрах, 90 - длина стрелы в метрах. На то, чтобы когда-то привезти все его детали с завода-изготовителя в Черемхове, потребовалось два железнодорожных состава - 60 вагонов. Конструкция в сборе весит почти две тысячи тонн. Сейчас машина, смонтированная и запущенная в 1996 году, работает на Головинском месторождении, официально также именуемом третьим участком разреза "Черемховуголь". И это, как и точный хронометраж цикла экскавации, следствие развития производственной системы в ООО "Компания "Востсибуголь".
Рынок требует, эффективность позволяет
"В 2014 году на первых двух участках Черемховского разреза мы взялись за повышение эффективности работы экскаваторов, - рассказывает генеральный директор "Востсибугля" Евгений Мастернак. - Мы их действия прохронометрировали до секунд, изучили все циклы, посмотрели, где есть потери. После аналитической работы нам удалось сократить количество работающих машин с шести до пяти, один экскаватор у нас высвободился". Его - тот самый ЭШ 20/90 с порядковым номером 53 - решено было перебросить на третий производственный участок в дополнение к двум экскаваторам поменьше - с ковшами на 10 кубов и стрелами по 70 метров. Всего разрез "Черемховуголь" располагает 11 машинами. "Плюс на участке горных работ номер четыре мы в настоящий момент еще одну машину собираем, - делится с журналистами директор филиала Олег Ведерников. - Она, правда, небольшая - 6/45, по габаритам в четыре раза меньше данного экскаватора".
Тот факт, что исполинский ЭШ 20/90 переместили на третий участок, объясняется просто: спрос на уголь в России немного оживился несколько лет назад, что потребовало увеличения добычи. Вдобавок на внутреннем рынке востребованно качественное сырье - такое, каким располагает Головинское месторождение. "И содержание серы соответствует кондициям, и зольность низкая, - объясняет главный инженер разреза "Черемховуголь" Дмитрий Степанов. - Коль у нас низкая зольность, мы имеем высокую калорийность угля, высокую теплотворную способность. Именно такой уголь пользуется спросом на рынке, поэтому мы продаем все, что добываем. Палитра потребителей достаточно обширна и меняется в зависимости от конъюнктуры".
Для наращивания добычи нужно увеличить объем вскрыши - выемки горных пород, под которыми залегают пласты угля. ЭШ 20/90 способен за год переэкскавировать до 4 млн тонн. Сколько это будет в кубометрах, зависит от состава пород, который на Головинском месторождении не однороден. Например, в той рабочей траншее, по которой сейчас идет "пятьдесят третий", они относятся к пятой-шестой категориям твердости. По сути, это скала, которую приходится взрывать, прежде чем в дело вступит "шагарь". Коэффициент вскрыши на этом участке составляет шесть к одному: чтобы извлечь тонну угля, нужно произвести экскавацию шести кубометров породы. Объемное его значение, если удобно, можно перевести в линейное: пятиметровая пачка угля залегает под тридцатиметровой толщей. Мощность породы на третьем участке колеблется от 25 до 35 м, ЭШ 20/90 по техпаспорту способен проводить вскрышу на глубине до 42,5 м.
Ударный труд для ударного экскаватора
"Эта машина будет для нас ударной, - подчеркивает Мастернак. - Объем добычи на Головинском месторождении будет повышен на 25%". Если ЭШ 20/90 стать ударным только предстоит, то ударная работа по его перемещению уже состоялась. По регламенту производителя на демонтаж и монтаж шагающего экскаватора таких габаритов отводится два года. В "Востсибугле" решили все сделать за год, а в итоге сделали за 11 месяцев. От сборочной площадки он прошагал 2,8 км до рабочей траншеи и приступил к своим обязанностям ко Дню шахтера, который в этом году отметили 27 августа. "Я бы сказал, что мы специально дату не подгадывали, просто так совпало, - отмечает Ведерников. - Но мы, конечно, постарались завершить работы раньше срока".
Способствовало тому несколько факторов. Во-первых, грамотное планирование: пользуясь уже известными инструментами производственной системы, в "Черемховугле" еще на этой стадии постарались максимально исключить все потенциальные потери времени. Во-вторых, слаженная работа сотрудников разреза и ООО "Рудоремонтный завод", которая велась круглосуточно и, насколько это было возможно по объективным обстоятельствам, без простоев. "Мы вместе были в командировке на перемещении этой машины, - говорит машинист шагающего экскаватора Валерий Печаткин. - Все детали разбирали по узлам, все вместе крутили болты и гайки. Перевозили все большими узлами - план изначально был хороший и позволил быстро завершить работу". Главный инженер рудоремонтного завода Илья Кузнецов добавляет: исполнительный директор предприятия Юрий Куриленко, лично курировавший проект, оперативно решал все финансовые и технические вопросы.
Одной сборкой и разборкой агрегатов дело не ограничилось: часть механизмов модернизировали. Затраты на это обошлись в 30% всех расходов на перемещение экскаватора. Заменили, в частности, систему шагания: вместо гидрошарниров установили рукава высокого давления. С одной стороны, это позволило увеличить надежность работы узла (в шлангах высокого давления нет соединений, способных сломаться), с другой - снизить потери жидкости и повысить саму стабильность передвижения экскаватора. "Вместо цилиндров теперь поршни, которые плотнее, - продолжает машинист. - Убрали гидрошарниры, которые доставляли массу неудобств как при ремонте, так и при монтаже и демонтаже".
"Счет идет на секунды"
К мнению профессионала, который четверть века трудится на шагающих экскаваторах (из них 15 лет - на ЭШ 20/90), стоит прислушаться. "Рекорды по вскрыше и добыче будем ставить за счет того, что создадим на этой машине так называемый эталонный участок, - заключает генеральный директор "Востсибугля". - Мы и на других экскаваторах так делаем, вовлекая трудовые коллективы в снижение потерь в любом виде, стимулируем их на различные рационализаторские предложения. Должен сказать, что машинисты шагающих экскаваторов и помощники машинистов - это наша элита, белая кость и голубая кровь. Они всегда активны на встречах руководства с коллективом, всегда подают предложения, а мы за них держимся и следим, чтобы они занимались исключительно своими прямыми производственными обязанностями, ведь счет на этих машинах высокой производительности идет на секунды".
(3952) 79-12-47