45 миллионов… тонн угля!

22 ноября 2024 года

Приглашение к участию в открытом аукционе Филиал «Разрез «Тулунуголь» ООО Компания «Востсибуголь»

18 октября 2024 года

По «Зеленым волнам» Эн+

14 июня 2024 года

Как бизнес-система и обучение сотрудников помогают угольному кластеру Эн+ экономить десятки миллионов

17 мая 2024 года

Цифровая трансформация: как Эн+ добывает уголь с помощью новых технологий

10 апреля 2024 года

Эн+ профинансировала девять инициативных проектов в Тулунском и Черемховскон районах Иркутской области

25 января 2024 года

ЭЛЕКТРОПОДСТАНЦИИ В ИРКУТСКЕ УКРАСИЛИ ГРАФФИТИ

22 сентября 2023 года

Семья. Звучит гордо

8 июня 2023 года

Идея для рудорема

7 июня 2023 года

ИРКУТСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ПРЕДСТАВЯТ ПРОЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ ЛИТЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА В «СКОЛКОВО»

1 июня 2023 года

ВОСТСИБУГОЛЬ ПРОСИТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ПОРЯДОК ВЫДЕЛЕНИЯ ЭКСПОРТНЫХ КВОТ

10 мая 2023 года

«Мы, получается, первопроходцы»

8 февраля 2023 года

ДВА ПРЕДПРИЯТИЯ ВОСТСИБУГЛЯ ПОДПИСАЛИ НОВЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР, СОХРАНИВШИЙ ВСЕ ЛЬГОТЫ И ГАРАНТИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ

23 января 2023 года

Первое, второе и компот

8 декабря 2022 года

ЭН+ ПОСТРОИЛ В ЧЕРЕМХОВО ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС В ВИДЕ КОРАБЛЯ

17 ноября 2022 года

В ТУВЕ НАГРАДИЛИ РАБОТНИКОВ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЧЕСТЬ ДНЯ ШАХТЁРА

31 августа 2022 года

EN+GROUP ОБОРУДОВАЛА КЛАСС ИНФОРМАТИКИ В ОДНОЙ ИЗ ШКОЛ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

23 июня 2022 года

EN+ GROUP ЗАБОТИТСЯ ОБ ОТДЫХЕ СОТРУДНИКОВ

14 июня 2022 года

Рекорд взят! Продолжаем работу

14 июня 2022 года

Где пройдет автодорога компании «Разрезуголь»?

24 мая 2022 года

Забота о каждом работнике

4 мая 2022 года

Кузница лучших кадров от Олега Дерипаски

21 апреля 2022 года

Яркие выходные при поддержке En+ Group

6 марта 2022 года

Территория титанов

11 февраля 2022 года

Тёмные времена уже в прошлом

9 февраля 2022 года

А что будет если дороги не будет?

28 января 2022 года

Отработали на «отлично»

26 января 2022 года

Уголь приходит с юга

6 декабря 2021 года

ТГРК досрочно выполнила план по добыче угля

30 ноября 2021 года

Компания «Востсибуголь»: перспективные проекты и забота о людях

26 августа 2021 года

«Востсибуголь»: 76 лет стабильности

24 мая 2021 года

Мы свои обязательства всегда выполняем

20 декабря 2020 года

Будут новые вызовы – будем адаптировать стратегию к ним

27 июля 2020 года

Компания En+ Group передала городу Тулуну новую лыжную базу

15 июня 2020 года

Школа нового поколения

30 марта 2018 года

Обновление до версии 4.0

30 марта 2018 года

Подводная одиссея Евгения Мастернака

30 марта 2018 года

Путём угля

26 февраля 2018 года

Оранжевое на чёрном

26 февраля 2018 года

Хороший год, но будет лучше

26 января 2018 года

«Рекорды достигались и сто лет назад»

25 января 2018 года

Под флагом рекордов

27 декабря 2017 года

Сибирский самородок

17 ноября 2017 года

Экскаватор сменил «мозги»

17 ноября 2017 года

МАШИНА БУДЕТ УДАРНОЙ

20 октября 2017 года

Контроль – это удобно и выгодно

9 октября 2017 года

Новые перспективы угледобычи: «Востсибуголь» развивает экспорт угля

28 сентября 2017 года

Добыча угля в Сибири и России растёт за счёт экспорта

18 сентября 2017 года

Юбилейная пора

4 сентября 2017 года

"НАША ЗАДАЧА - СТАТЬ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИЕЙ"

14 августа 2017 года

Возвращение "шагаря"

25 июля 2017 года

Блины в честь Дня Победы

11 мая 2017 года

Жили трудно, но счастливо

9 мая 2017 года

Арви Кемппи: «Я всегда был со своей страной»

9 мая 2017 года

"ВСЕ ПРОСТО, НО НАДЕЖНО"

21 апреля 2017 года

Больше, чем экскурсия

5 апреля 2017 года

«Шагарь» меняет прописку

20 марта 2017 года

КАСЬЯНОВСКАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА

3 марта 2017 года

Филиалу КВСУ "Разрез "Жеронский" исполнилось 15 лет

17 февраля 2017 года

"Сибирь, на лыжи!"

24 января 2017 года

"ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ХОРОШЕЕ, МНОГО НЕ НУЖНО"

20 января 2017 года

ВОСТСИБУГОЛЬ НАРАЩИВАЕТ ОБЪЕМЫ

28 декабря 2016 года

ИНВЕСТИРУЕМ В РЕЗУЛЬТАТ!

27 декабря 2016 года

"ВОСТСИБУГОЛЬ": САМОЕ ТЯЖЕЛОЕ ПОЗАДИ

26 декабря 2016 года

"ВОСТСИБУГОЛЬ": "ДНО ПРОЙДЕНО, БУДЕМ НАРАЩИВАТЬ ЭКСПОРТ"

26 декабря 2016 года

ШАГАЮЩИЕ ГИГАНТЫ ПЕРЕЕЗЖАЮТ

22 декабря 2016 года

БЕЗ ЧЕТВЕРТИ ВЕК

12 декабря 2016 года

ГОРНАЯ ПОРОДА

18 ноября 2016 года

ТРАДИЦИЯ ПРАЗДНОВАТЬ С РАЗМАХОМ

29 августа 2016 года

С Днем шахтера!

22 августа 2016 года

Первый подарок к юбилею

3 июня 2016 года

НА ЭТОМ ЖЕ МЕСТЕ ЧЕРЕЗ ГОД!

9 мая 2016 года

В ожидании цикла роста

12 апреля 2016 года

KIDS TRAVEL ПО-ГОРНЯЦКИ

4 марта 2016 года

ЧЕРЕМХОВСКИЙ УГОЛЬ "ПОШЕЛ" В КИТАЙ

12 января 2016 года

ВВЕРХ НА РЫНКЕ, ИДУЩЕМ ВНИЗ

24 декабря 2015 года

"ВОСТСИБУГОЛЬ": ГОД УХОДЯЩИЙ, ГОД БУДУЩИЙ...

21 декабря 2015 года

Большой юбилей дружной семьи

11 сентября 2015 года

Памяти угольного генерала. На здании «Востсибугля» появилась мемориальная доска Михаилу Щадову

31 августа 2015 года

Приключение длиною в жизнь

28 августа 2015 года

Угощайтесь, будьте счастливы!

15 мая 2015 года

Экскаватор сменил «мозги»

На разрезе «Тулунуголь» модернизировали систему управления «шагарём» ЭШ 40/85


Завершена модернизация одного из мощнейших шагающих экскаваторов в парке компании «Востсибуголь». На машине, которая работает на Азейском месторождении с 1984 года, обновили электрическую часть, заменив систему управления и кабельную продукцию. Демонтаж старого комплекта, установка нового оборудования и его наладка заняли всего два месяца. Корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ убедился: это стало возможным благодаря слаженной работе сотрудников разреза «Тулунуголь», экипажа машины и подрядчика – Рудоремонтного завода. 
«Экскаватор, изготовленный на «Уралмаше», очень удобен в управлении, высокоэффективен на вскрышных работах», – в первом номере 1981 года «Восточно-Сибирская правда» делилась мнением технического директора объединения «Востсибуголь» Виктора Ждамирова о промышленных испытаниях новой машины на Азейском разрезе. За девять месяцев, прошедших после монтажа, бригада машиниста Владимира Гусевского вскрыла на ней почти 4,14 млн кубометров грунта. ЭШ 40/85 – экскаватор шагающий с ёмкостью ковша 40 кубов и длиной стрелы 85 метров – был на тот момент мощнейшим в Иркутской области. И к тому же, писала через полтора месяца «Советская молодёжь», существовал в единственном экземпляре – был первым в новой серии. Хотя на «Уралмашзаводе» уже был налажен выпуск машин той же единичной мощности – гигантов полной массой 3200 тонн.

Всего предприятие из Екатеринбурга произвело четыре таких «шагаря». Первый, третий и четвёртый поступили на Азейское месторождение, один направили в Кемеровскую область. Была и схожая по ёмкости ковша машина под номером «один» – модификация с удлинённой до 100 м стрелой, получившая индекс 40/100. Её смонтировали на Мугунском разрезе. «Получается, за то время, что уголь под Тулуном разрабатывают открытым способом, «Уралмашзавод» располагал здесь полигоном для испытания и внедрения своих разработок по части экскаваторов больших параметров», – резюмирует электромеханик ЭШ 40/85 Сергей Вербовский. Предвидя вопрос некоторых читателей о том, почему в одном абзаце встречаются два разных названия, поясним: разрез «Тулунуголь» сегодня объединяет Азейский и Мугунский производственные участки, а также транспортный железнодорожный участок.

Но вернёмся к шагающим экскаваторам. Испытания первого «сорок – восемьдесят пятого» показали, что в условиях сибирских морозов нужно усилить ряд узлов и конструкций. Так что произведённый третьим по счёту и первым в новой серии ЭШ 40/85 получил в названии букву С – «северный». Он может работать при температурах от минус 50 до плюс 40 градусов Цельсия, но после замены металлоконструкций стрелы были внесены ограничения по низкой температуре до минус 40 градусов Цельсия. Есть, однако, ещё одно ограничение: экскаватор не может шагать, когда температура на улице ниже минус 35 градусов, поскольку не функционирует гидравлика. Несмотря на то что в Иркутской области такие холода не редкость, машина, начавшая работать 20 марта 1984 года, за прошедшее время вскрыла почти 200 млн кубометров грунта. И, хотя её гарантийный срок службы по техпаспорту составляет 25 лет, она продолжает исправно работать и по сей день.

«Пришли к решению модернизировать»

«Механика особо не меняется, но по электрической части прогресс идёт достаточно быстро. Новые системы надёжнее и проще в эксплуатации», – отмечает инженер-наладчик подрядной организации – разработчика новой системы управления, отвечавший за наладку приводов, Андрей Анучин. Из соображений повышения надёжности системы управления и качества кабельной продукции и родился проект модернизации ЭШ 40/85С № 3 на Азейском производственном участке. Если точнее – обновления его электрической части, которое обошлось в 36 млн рублей с учётом налога на добавленную стоимость. «Модернизируется система управления – «мозги» экскаватора, с помощью которых происходит управление всем производственным процессом: черпанием, поворотом и выносом грунта, шаганием, – объясняет заместитель главного энергетика разреза «Тулунуголь» Олег Черноусов. – Шкафы морально устарели – на дворе уже XXI век. Сравнивать их с современной системой управления – всё равно что поставить телефон с диском рядом с десятым «Айфоном». Кабельная продукция должна шесть лет работать, а она отработала 33 года – сами понимаете, что ничего вечного нет. Элементная база устарела, а заводов, которые выпускали её компоненты, уже нет. Резервный фонд был использован почти на 100%, поэтому и пришли к решению модернизировать экскаватор».

Найти оборудование для редкой машины непросто. Оказалось что в современной России, всего одна компания занимается подобными проектами. Московская фирма поставила технику, за её монтаж отвечали сотрудники ООО «Рудоремонтный завод». «Проложили примерно 12 километров кабеля, – сообщает представитель предприятия – наладчик Геннадий Григорьев. – Объём работ просто колоссальный. Поскольку машина находится в «Востсибугле» в единственном экземпляре, были определённые сложности в том, как всё правильно сделать: на экскаваторах меньших параметров – ЭШ 10/70 или ЭШ 20/90 – схема несколько проще. Но с помощью экипажа, бригады электромонтажников и инженеров-наладчиков мы собрали экскаватор в максимально сжатые сроки, он уже готов к запуску». На плечи экипажа, как и при монтаже или перемещении «шагарей», легла ломовая работа. К слову, в нём числится 26 человек, поделённых за вычетом одного подменного машиниста на смены из пяти человек: машинист, два первых помощника и два помощника.

Демонтировать кабели и старые шкафы управления они начали после того, как 12 сентября экскаватор был остановлен. Монтажные работы стартовали 1 октября. Начало ноября отвели на пусконаладочные операции. Завершился ремонт 12 ноября, а на следующий день машина вернулась в забой. То есть вся модернизация заняла два месяца.

«Сколько думает экскаватор»

До экскаватора мы добираемся в одной вахтовке с наладчиками. Для последних вид исполинской машины привычен, но человека, встретившегося с ней впервые, он поражает. Глазомер не способен определить габариты с точностью до сантиметра, но представьте себе половину кирпичной хрущёвки на четыре подъезда, которая стоит на опорах высотой почти 2,5 метра. И умножьте её ширину в полтора раза. Примерно таковы габариты ЭШ 40/85, если не считать стрелу. Габариты ковша замерять нет смысла, ведь значение имеет только его вместимость – шесть с половиной самосвалов «КамАЗ». В начале восьмидесятых машинист Анатолий Дятлов рассказывал журналисту «Советской молодёжи», что его упряжь на первом ЭШ 40/85 во время испытаний не выдерживала нагрузки, и поэтому кто-то из служивших на флоте предложил использовать якорную цепь от океанского корабля. Последнюю привезли из Владивостока. Звучит невероятно, но столь же невероятно массивными выглядят и звенья цепи на ковше третьей машины, которая готовится к запуску.

«Экскаватор – это своего рода завод, в котором есть все механизмы: и тормозные системы, и компрессоры, и электрические трансформаторы, и шкафы управления, и пульты, и вентиляторы, – рассказывает Вербовский, когда мы, преодолев довольно крутую металлическую лестницу, оказывается внутри. – Одних только электрических машин 22 штуки: генераторы, синхронные двигатели, двигатели шагания и так далее. Заправочные ёмкости по маслам и пластическим жидкостям – около 40 тонн». Мощность каждого из двух сетевых двигателей достигает 2250 кВт. Их питание обеспечивает сетевая подстанция напряжением 10 кВ, от которой до экскаватора проложен кабель, его длина обычно составляет 800–900 м.

За управление всеми электрическими агрегатами отвечают семь небольших шкафов управления. «Сигнал цифровой, так что они, во-первых, компактны, – подчёркивает Сергей Николаевич. – Во-вторых, важно быстродействие – здесь на отклик уходят миллисекунды. То, сколько экскаватор думает, очень важно с точки зрения управления». Внутри одного из шкафов – аккуратные платы, словно в мощном сервере или АТС, которые венчают аппараты «Аргус» для защиты от токов утечки. Надписи на установленном тут же контроллере состояния оборудования наглядно демонстрируют, для чего предназначена эта техника: возбуждение двигателей и генераторов подъёма, тяги и поворота, цепи управления, подогрев электрических машин, вентиляция машин и многое другое.

«Отдыхает человек»

Видимая верхушка модернизации ждёт нас в одной из кабин экскаватора. Кстати, ЭШ 40/85 – единственная машина в парке «Тулунугля», где их две, как и было задумано предприятием-изготовителем. Подобное техническое решение, к которому когда-то прибегли на «Уралмашзаводе», объясняется соображениями удобства: если при экскавации забой лучше видно из левой кабины, то машинист работает в ней, если из правой – переходит на другую сторону. В каждой стояло по одному креслу, окружённому широкими панелями с рычажками, кнопками и стрелочными индикаторами. Машинист при этом ориентировался и на вертикальную панель на стене. А управление осуществлял рычагами (левый – подъём, правый – тяга) и педалями, с помощью которых поворачивал экскаватор. «Теперь мы от ручных и ножных командоконтроллеров отказались, они убраны, – замечает Черноусов. – Ноги свободны, отдыхает человек. Кроме того, контроллер – это лишний узел, который, бывает, выходит из строя».

Вместо старой системы – регулируемое кресло на амортизаторах с двумя джойстиками по бокам. Прежние переключатели сменили несколько аккуратных кнопок и рычажков. На место старых стрелочных индикаторов пришёл один дисплей, на который выводится информация о работе всех систем экскаватора. Так что рабочее место машиниста походит теперь на кресло пилота современного авиалайнера с цифровым управлением вместо аналогового. Только обзор существенно больше, чем у лётчика, да плоскостей для перемещения машины поменьше. И от педалей в авиации всё же пока не отказались.

«На двадцать шестой машине

(экскаваторе ЭШ 20/90 под номером 26, который также работает на Азейском производственном участке. – «СЭ») такая же система управления стоит, – добавляет электромеханик Сергей Хомколов. – Количество отказов уменьшилось. Думаем, что «тройка» будет работать так же надёжно. Поэтому мы обеими руками за модернизацию и надеемся, что на этом обновление не закончится». Сергей Филиппович общается с нами в перерыве между наладочными работами, близящимися к завершению, – 9 ноября на экскаваторе опробовали систему управления шаганием. Когда мы выходим на улицу, механический гигант, словно живое существо, с шумом начинает приподнимать лыжи. Реакция наладчика, спокойно и молчаливо наблюдающего за этим процессом, безо всяких слов говорит: модернизация машины прошла успешно.

Пресс-служба

(3952) 79-12-47

mailto:pressa@kvsu.ru

Другие статьи этого СМИ
Большой юбилей дружной семьи
11 сентября 2015 года
KIDS TRAVEL ПО-ГОРНЯЦКИ
4 марта 2016 года
ГОРНАЯ ПОРОДА
18 ноября 2016 года
"Сибирь, на лыжи!"
24 января 2017 года
БЕЗ ЧЕТВЕРТИ ВЕК
12 декабря 2016 года
"ВСЕ ПРОСТО, НО НАДЕЖНО"
21 апреля 2017 года
Возвращение "шагаря"
25 июля 2017 года
Юбилейная пора
4 сентября 2017 года
МАШИНА БУДЕТ УДАРНОЙ
20 октября 2017 года
Сибирский самородок
17 ноября 2017 года
Оранжевое на чёрном
26 февраля 2018 года
Путём угля
26 февраля 2018 года
Обновление до версии 4.0
30 марта 2018 года
Школа нового поколения
30 марта 2018 года