Строительство нового разреза под Тулуном близится к завершению
Основные объекты Мугунского южного разреза компании «Востсибуголь» будут готовы в декабре 2021 года. Тогда же предприятие должно выдать первый уголь, а в перспективе его мощность составит 2,5 млн тонн в год. С запуском нового разреза принципиально изменится схема работы всего «Тулунугля» – филиала, который поставляет топливо для большинства ТЭЦ Байкальской энергетической компании. Уголь, добытый на разных забоях, теперь будут доставлять на усреднительный склад, где его будут смешивать в необходимых пропорциях. Всё сделано во имя того, чтобы поставлять на тепловые электростанции максимально качественное топливо. Повышение качества сырьевой базы поставили во главу угля и при освоении Западной площади Мотовского участка Вознесенского каменноугольного месторождения в Черемховском районе. Вкладываясь в новые объекты и модернизируя существующее производство, в «Востсибугле» не забывают и про исполнение социальных обязательств.
Как можно меньше серы – таково главное требование к бурому углю, на котором работают все крупные ТЭЦ энергосистемы Иркутской области. Топливо для большинства станций добывают под Тулуном. Теплота его сгорания, один из ключевых показателей для энергетики, достаточно высока, но некоторые другие качественные показатели по прошествии многих лет работы местных разрезов неизбежно снижаются. Скажем, доля серы в продукции Мугунского производственного участка разреза «Тулунуголь» колеблется от 0,5% до 4%. А по требованиям энергетиков она не должна превышать 1,4%, поскольку в противном случае значительно повышается износ котлов и другого оборудования электростанций. Чтобы добиться такого показателя, в 2018 году ООО «Компания «Востсибуголь» приобрело Южный блок карьерного поля №1 Мугунского буроугольного месторождения. То есть участок площадью 6,6 квадратных километра в 40 км южнее Тулуна, в недрах которого залегают 37,7 млн тонн бурого угля. Добавим: угля высокого качества, в котором содержится не более 1% серы.
Среднее геологическое
Чтобы приступить к его добыче, которую решено осуществлять привычным для региона открытым способом, нужно провести немало работ: подготовить проектную документацию, переместить с других производственных участков шагающие экскаваторы, проложить дороги и построить электрические сети и подстанцию для энергоснабжения будущего разреза. На площадке будущего разреза уже полным ходом идут горно-подготовительные работы и строительство инфраструктуры. Самый крупный объект – усреднительный склад, на который будут свозить уголь как с нового Мугунского южного разреза, так и с уже существующих Западного и Центрального блоков Мугунского производственного участка. Его размеры – 1300 метров в длину и 300 метров в ширину. Усреднительный склад можно смело назвать революционным, ведь после того, как его введут в эксплуатацию, изменится транспортная схема всего предприятия. «Сейчас филиал «Разрез «Тулунуголь» производит добычу непосредственно в забое: туда подаются железнодорожные вагоны, роторный экскаватор их загружает, – объясняет главный инженер Мугунского южного разреза Андрей Игумнов. – Далее формируется маршрут, который и отправляют потребителю: допустим, шесть вагонов из одного забоя, пять – из другого, семь – из третьего. В результате получается разнородный состав. По новой схеме уголь из разных забоев будут перевозить автотранспортом на усреднительный склад, где он будет перемешиваться для получения нужных качественных характеристик». Отгружать его по железной дороге будут уже отсюда.
Соответственно, к усреднительному складу необходимо подвести пути порожнего направления, по которому будут подвозить пустые вагоны, и грузового, предназначенного для уже заполненных составов. Соединительный путь грузового направления уже достраивают и введут в строй в октябре нынешнего года. К этому времени будет готова и площадка усреднительного склада. Ветку для порожних вагонов построят к январю 2022 года. «Необходим большой объём горных работ: там лежат отвалы, которые надо убирать экскаваторами, – отмечает Игумнов. – Поэтому объект будет готов позднее. До того момента будем работать по схеме грузового направления, то есть подавать по нему порожние вагоны, их загружать и отправлять обратно».
Вместе с железной дорогой строят и автомобильные, которые соединят забои со складом. Две из них, которые ведут от Восточной и Юго-Западной въездных траншей, закончат прокладывать в 2021 году. По маршруту первой из них, длина которого составляет 218 м, сейчас вырубают лес. Следующий этап – отсыпка грунтом и покрытие щебнем. На Юго-Западной дороге, которая будет тянуться на километр с небольшим, выемку грунта уже произвели. Осталось заместить его щебнем и покрыть проезжую часть им же. Обе дороги соединят со складом в декабре. А в 2022 году закончат строить гравийку, идущую с юго-востока. Её протяжённость составит почти 4 км. Все три автомобильные дороги обойдутся более чем в 327,8 млн рублей. Для сравнения, вложения в строительство железнодорожных путей составляют около 166,5 млн рублей.
Нагрузка на полную
Затраты на создание схемы внешнего электроснабжения угледобывающего участка Юго-Восточной части Южного блока карьерного поля №1 Мугунского месторождения – 103,1 млн рублей. Центром питания станет новая подстанция 35/6 кВ «Карьерная», которая соединена двухцепной воздушной линией с подстанцией 110/35/6 кВ «Алгатуй». В её состав входит силовой трансформатор пропускной способностью 10 МВА. Непосредственно к площадкам, на которых производятся горные работы, от «Карьерной» ведут четыре полукилометровые воздушные линии напряжением 6 кВ. Именно по ним будет поступать электричество, необходимое для работы шагающих и роторных экскаваторов, буровых станков, насосов и другого оборудования, задействованного в отработке участка.
Энергетическую инфраструктуру подрядчик создаёт в непростых условиях – Южный блок расположен на болотистом водоразделе Курзанки и Манута, притоков Ии. Строители приступили к работе в начале 2021 года, но в мае были вынуждены взять паузу: оттаяли болота, под которыми находится слой многолетней мерзлоты. Чтобы подобраться к площадкам, пришлось отсыпать дороги. И в конце августа строительство подстанции и сетей, которые ведут к местам ведения горных работ, возобновится. Так что большая часть объектов энергоснабжения будет готова к октябрю. А позднее, когда замёрзнут болота, подрядчик закончит линию 35 кВ. Все работы планируют завершить до 1 марта 2022 года.
А в начале следующего года начнётся строительство очистных сооружений. «Пока формируем заявки на материалы, чтобы снабженцы их своевременно закупили», – сообщает главный инженер Мугунского южного разреза. В декабре площадку, на которой разместится объект, расчистят от леса, строительные работы стартуют в январе. Запустить очистные сооружения, вложения в которые оцениваются в 117,2 млн рублей, планируют в августе 2022 года. Их мощность составит 6 тыс. кубометров в час. «Технология стандартная, – рассказывает Игумнов. – Всю воду, которая поступает с разреза, насосы перекачивают на очистные. Там она отстаивается и потом подаётся на обеззараживание, а уже после обеззараживания сбрасывается в Хараманут, местную речку. Гидрогеологи рассчитали притоки – всё сделано с запасом, чтобы в случае максимальных осадков очистные справились с потоком воды».
Плюс остальная область
Инвестиции в подготовку нового участка к разработке оцениваются примерно в 1,6 млрд рублей. Первый уголь Мугунский угольный разрез должен выдать уже в декабре. Окончательный ввод добывающего участка в эксплуатацию намечен на июнь 2022 года. Полная мощность разреза составит 2,5 млн тонн угля в год.
В 2023 году начнётся добыча угля на Западной площади Мотовского участка Вознесенского каменноугольного месторождения, расположенного в Черемховском районе. Право на её разработку «Востсибуголь» также получил в 2018 году. В декабре 2020 года Центральная комиссия Роснедр по разработке месторождений твердых полезных ископаемых выдала положительное заключение на технический проект освоения Западной площади. Помимо этого компания уже получила положительные заключения негосударственной экспертизы на объекты инфраструктуры, необходимые для разработки участка, в апреле 2021 года к ним прибавился горно-отводной акт. Стоимость всего проекта превышает 4,9 млрд рублей. Выход на максимальную мощность, которая составляет 3,7 млн тонн, запланирован в 2029 году. Цель проекта – заместить выбывающие запасы углей Черемховского месторождения, улучшив при этом качество сырьевой базы и увеличив объём экспортных поставок. Параллельно продолжается и модернизация Касьяновской обогатительной фабрики.
Обновляя производственные объекты и осваивая новые участки месторождений, в «Востсибугле» не забывают про исполнение социальных обязательств. Так, в Черемхове компания построила крытый каток, заработавший в прошлом году. Она также подготовила программу формирования комфортной городской среды. Аналогичную инициативу реализуют и в посёлке Алгатуй, что в Тулунском районе. Для нужд Черемховского района, в свою очередь, угольщики выделяют автобусы, грейдер и другую технику. В Свирске на деньги «Востсибугля» возводят детскую площадку, а в Тулуне, который пострадал от наводнения летом 2019 года, средства направляют на строительство и реконструкцию жилья, школ, больниц и спортивных объектов. Придерживаясь политики страны в улучшении жилищных условий и в повышении благосостояния семей, компания присоединилась к жилищной корпоративной программе En+ Group, которая действует с 2020 года и помогает сотрудникам обзавестись собственными квадратными метрами на льготных условиях. Помогли угольщики и собрать ребятишек в школу вручив дневники и сертификаты первоклассникам на приобретение канцелярских принадлежностей. А к профессиональному празднику – Дню шахтера, который отмечают 29 августа, провели традиционный профессиональный конкурс «Лучший по профессии», победители которого получили благодарности и денежные премии. Ветеранов труда и сотрудников, воспитывающих пять и более детей, поощрили сертификатами в магазины компьютерной техники. Не забывают в компании и о ветеранах угольной промышленности, которые к празднику также получили денежные выплаты.
(3952) 79-12-47