Не секрет, что состояние транспортной инфраструктуры в определенной степени влияет на социально-экономическое развитие регионов. Транспортные артерии наряду с другими инфраструктурными отраслями, например, промышленными предприятиями, развитой и качественной сотовой и интернет связью, доступностью образования и качественного медицинского обслуживания создает базу для стабильной жизнедеятельности современного человека. А в совокупности все эти процессы положительно влияют на увеличение региональных доходов, привлечение инвестиций, и, как следствие, демографический рост населения. Последний фактор для Забайкалья можно сказать «в красной зоне», ведь по данным Росстата край вошел в десятку «антирейтинга» лидеров по оттоку населения. А если посмотреть на портрет уехавшего среднестатистического забайкальца, то, опять же по данным Росстат, это трудоспособные мужчины и женщины от 16 до 55 лет, большая часть из которых граждане 30-35 лет.
Такой расклад понятен, сказывается отсутствие работы и перспектив для молодых поколений. Чтобы вывести регион из данного антирейтинга на уровне правительства края и страны реализуются различные проекты. Один из них – освоение Зашуланского месторождения компанией ООО «Разрезуголь». В текущий момент ведется подготовительная документационная работа на строительство автодороги «Зашулан-Гыршелун», которая позволит вывозить уголь до ближайшей железнодорожной станции и отправлять его потребителям за пределами края, что расширит рынок сбыта предприятия. А это значит, что объем добычи будет расти, а с ним и отчисления в бюджеты всех уровней, что окажет положительный социально-экономический эффект для развития района.
Разрезуголь уже на протяжении 8 лет показывает, что является социально-ответственной организацией, которое принимает активное участие в социально-экономической жизни района. На сегодняшний день компанией направлены денежные средства на развитие социальных и иных объектов инфраструктуры района и края. Общая сумма инвестиций составляет около 83 млн. руб.
Из крупных проектов можно отметить софинансирование приобретения компьютерного томографа для Красночикойской ЦРБ, капитальный ремонт и содержание моста через р. Чикой, который без проведения ремонта был бы уничтожен прошедшими паводками, софинансированое строительства Центра цифрового образования «IT-Клуб» в Красночикойской СОШ №1. Также по соглашению с Администрацией Красночикойского района компания «Разрезуголь» проводит работы по содержанию муниципальной дороги «Аца-Зашулан», необходимой в первую очередь для перевозки угля для нужд района, а также местным жителям, которые используют данную дорогу для перевозки кормов для домашнего скота, заготовки леса и дров и т.д.
В данный момент «Разрезуголь» завершает процесс подготовки к полномасштабному запуску горнодобывающего предприятия, мощностью добычи 5 млн. тн/год. Что это значит? А это значит, что в Красночикойском районе Забайкальского края будет осуществлен запуск градообразующего предприятия, в котором будет создано около 2000 рабочих мест. В связи с этим будет организована социальная инфраструктура, состоящая из строительства административно бытовых зданий и сооружений, жилые комплексы, а также с учетом большой численности персонала будут организованы медицинские учреждения, а в ближайшем будущем после запуска предприятия организованы дошкольные учреждения (дет. сады, СОШ). Конечно, при крупных объемах добычи, предприятию необходима организация электрификации снабжения горных участков и всей инфраструктуры предприятия, а также обеспечение стабильной телефонной связью и интернетом. Для этого, компания «Разрезуголь» силами ПАО «Россети Сибирь» в настоящее время проектирует энергический объект ЛЭП-110 кВ, начало строительство которого начнется в четвертом квартале текущего года и будет проходить до поселения «Черемховское» с примыканием подстанции разреза «Зашуланский», что в дальнейшем позволит району провести необходимые работы по подключению к электроснабжению населенных пунктов, находящихся вблизи расположения ЛЭП, а также повысить надежность электроснабжения восточной части района.
Давайте теперь все-таки ответим на вопрос: «что же будет, если дороги не будет»?
Во-первых, возникает большой риск срыва реализации проекта, а это значит, что ни о каком социально-экономическом развитии района говорить не приходится. Не будет ни развития электроснабжения и связи, ни дорожной и социальной инфраструктуры, ни возможности местным жителям трудоустроиться на предприятие, в связи с чем продолжится отток трудоспособного населения из района в города и другие регионы, основными причинами которого в настоящее время являются безработица, отсутствие связи, дорог, медицинских пунктов и т.д.
Во-вторых, не будет возможности поставлять уголь для нужд района, хотя уголь можно закупать и в других районах Забайкальского края, но это существенно повлияет на его стоимость: с 1700 руб./тн. может возрасти до 4000 руб./тн.
Всё что касается восстановления и развития курорта Ямаровка, мы понимаем насколько данный курорт важен для района, но уже много лет нет инвестора для финансирования данного объекта. Одной из главных причин является отсутствие транспортной инфраструктуры (дорог) и документации. Обращаем внимание, что в рамках разработки проектной документации от Администрации Красночикойского района и с/п Черемховское получены ответы, что в пределах строительства дороги нет особо охраняемых зон местного значения, курортов или лечебно-оздоровительных местностей, подземных и поверхностных источников хозяйственного значения. Однако понимая значимость объекта для чикоян «Разрезуголь» готов оказывать содействие потенциальному инвестору при строительстве курорта, предоставив технологическую дорогу для перевозки стройматериалов. Ведь действующая региональная дорога не позволяет сократить путь от Ямаровки до Читы при транспортировке тех же строительных материалов и рабочих для постройки курорта, все это делает развитие курорта нерентабельным. При строительстве технологической дороги появляется больше шансов для возрождения курорта Ямаровка, при такой транспортной инфраструктуре, сокращающей расстояние на более 200 км. до Читы позволит будущим инвесторам осуществить планы.
Что же касается вопросов об использовании технологической дороги местными жителями, Разрезуголь поясняет, что частному и пассажирскому транспорту по закону РФ запрещено ездить по ней. Кроме того, это небезопасно. Транспортная доступность населенных пунктов – одна из главных задач органов местного самоуправления, решить которую они смогут, имея стабильные и значительные отчисления в бюджет от работы крупного и стабильного производства на территории района. Напоминаем, что Разрезуголь зарегистрирован на территории Красночикойского района, а это значит, что отчисления налогов идут в том числе в бюджет Красного Чикоя. Ас ростом объемов производства эти платежи будут только расти. Расти будет и качество жизни, ведь если есть где работать трудоспособному населению, то и уезжать из родного села не за чем.
(3952) 79-12-47